On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.08.05 23:32. Заголовок: Ганс Христиан Андерсен. Русалочка


В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло, - но зато и глубоко там! Ни один якорь не достанет до дна; на дно моря пришлось бы поставить одну на другую много-много колоколен, только тогда бы они могли высунуться из воды На самом дне живут русалки.

Не подумайте, что там, на дне, один голый белый песок; нет, там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, как живые, при малейшем движении воды. Между ветвями шныряют рыбы большие и маленькие - точь-в-точь как у нас птицы. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец морского царя с высокими стрельчатыми окнами из чистейшего янтаря и с крышей из раковин, которые то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, это очень красиво: ведь в каждой раковине лежит по жемчужине такой красоты, что любая из них украсила бы корону любой королевы.

Морской царь давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха мать, женщина умная, но очень гордая своим родом: она носила на хвосте целую дюжину устриц, тогда как вельможи имели право носить всего-навсего шесть. Вообще же она была особа, достойная всяческих похвал, особенно потому, что очень любила своих маленьких внучек. Все шестеро принцесс были прехорошенькими русалочками, но лучше всех была самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с глубокими синими, как море, глазами. Но и у нее, как у других русалок, не было ножек, а только рыбий хвост.

День-деньской играли принцессы в огромных дворцовых залах, где по стенам росли живые цветы. В открытые янтарные окна вплывали рыбки, как у нас, бывает, влетают ласточки; рыбки подплывали к маленьким принцессам, ели из их рук и позволяли себя гладить.

Возле дворца был большой сад; там росли огненно-красные и темно-голубые деревья с вечно колеблющимися ветвями и листьями: плоды их при этом сверкали, как золото, а цветы - как огоньки. Земля была усыпана мелким голубоватым, как серное пламя, песком, и потому там на всем лежал какой-то
удивительный голубоватый отблеск, - можно было подумать, что витаешь высоко-высоко в воздухе, причем небо у тебя не только над головой, но и под ногами. В безветрие со дна можно было видеть солнце; оно казалось пурпуровым цветком, из чашечки которого лился свет.

http://lib.ru/TALES/ANDERSEN/skazki.txt


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 91 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 00:49. Заголовок: Re:


БС, любой человек, который с пренебрежением/презрением говорит о "художественности" , меня -- художественно:) говоря:) -- убивает. Я, видите ли, почему-то уверена, что эстетическое чувство -- древнее и целостнее, чем логически-аналитическое мышление. И еще -- чувство прекрасного никак не связано с пользой, и с чем-то утилитарным, потому что красота бесполезна и бессмысленна. Образ синего-синего моря -- чистой прозрачной воды -- как чего-то безусловно красивого, даже ослепительного в своей красоте и непостижимости -- так же как звездное небо, или горные вершины, или распускающиеся бутоны цветов, или кристаллы снежинок, или солнечный закат... -- все это, как мне представляется, -- архидревние и архиясные живые образы природы, пробудившие человеческое сознание миллионы лет назад к чувству прекрасного. Когда не было еще ни быта датчан, ни быта филлипинцев, ни особенностей морских и сухопутных взглядов и прочих веревочных тонкостей.
"Я так думаю, сказал Винни-Пух".
Если я неправильно думаю -- так мне и надо. Спорить с Вами больше не буду.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 00:51. Заголовок: Re:


Ada пишет:
цитата
образ синего-синего моря -- чистой прозрачной воды -- как чего-то безусловно красивого, даже ослепительного в своей красоте и непостижимости -- так же как звездное небо, или горные вершины, или распускающиеся бутоны цветов, или кристаллы снежинок, или солнечный закат... -- все это -- архидревные и архиясные живые образы природы, пробудившие человеческое сознание миллионы лет назад к чувству прекрасного.


Согласна.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 01:27. Заголовок: Re:


БС пишет:
цитата
Абсурд -- судить о морских ассоцияциях из сухопутных взглядов. Такая аналитическая "художественность" обедняет живой объем авторского языка.

Я различными примерами показываю на необходимость основательных корней к суждению о языке Андерсена. Блескучие стандарты восприятия слова "художества" отвлекают мельканием пристальный взгляд на залежи богатств авторских ассоциаций. Мы больше потеряем авторской художественности, если аппелировать везде только своей -- такой подход и есть абсурд.




...Если б Остап узнал, что он играет такие мудреные партии и
сталкивается с такой испытанной защитой, он крайне бы удивился.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 13:02. Заголовок: Re:


Ada пишет:
цитата
Спорить с Вами больше не буду
Значит, я адекватно воспринял, что Вы вошли в беседу споря. Зачем?
Я с честными глазами предлагал, не глядя на спор-настрой Ваш, и сейчас предлагаю разглядеть оттенки настроений не то что сказки, а одного абзаца. Без понимания языка образов автора сплошные убытки "художеств". Язык сказочника ярче "сухопутной художественности".
Почувствовать, что сказка начинается как страшная! чем приковывала внимание близкого автору читателя, -- ответить на вопрос: "Почему моряки, чьи соседи могли дать в долг с возвратом на том свете, насторожено относились к самому синему и прозрачному месту в море?"



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 13:22. Заголовок: Re:


Ладно, БС, я вчера немного надулась на Вас (что, безусловно, глупо с моей стороны -- надеюсь Вы не планируете ответить мне тем же?). А сегодня решила поиграть в Вашу игру. Хотите, я найденный Вами образ -- синее-синее море=голод=смерть -- еще более обострю и углУблю, тссзть? :))
Андерсен пишет:
В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков

Смотрите, что мы имеем: сравнение моря с васильками! А как известно, василек -- это сорняк на полях злаковых культур. Море васильков... Представили? Это ведь не что иное, как поля, сплошь покрытые сорняками. Вместо хлеба. Улавливаете? Море васильков -- поля сорняков -- голод в крестьянских семьях. Голод и смерть...
Жуть
Так вот он какой, этот Андерсен...
Ну, как?

Надеюсь на продолжение.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 13:26. Заголовок: Re:


Ой, пока я своим черепашьим темпом подключалась, писала и отправляла предыдущий пост, Вы уже ответили.
А то я подумала, Вы немного пропали :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 13:30. Заголовок: Re:


Ada пишет:
цитата
архидревные и архиясные живые образы природы, пробудившие человеческое сознание миллионы лет назад к чувству прекрасного.

Я не столько древний, чтоб говорить за архистарое однозначно. И вас такой не считаю. Потому воспринимаю оторванным от реальной красоты Ваше утверждение. Маленький шаг к образам моряков (учитывайте и время написания "Русалочки") подарил мне много больше красок и блеска. Это один из факторов, который не дает мне пойти на дно "архи"спорного из Ваших уст. Архиспорного в контексте языка конкретной сказки.
Вновь оговариваюсь: Ваше прочтение имеет место быть и с этим не спорил изначально. Согласия не возникло, когда почувствовал, что Вы начали спорить, надевая собственное платье образов на Андерсена. Ему оно не идет. Будет выглядеть или нелепым в чужом и не по мерке одеянии, или станет голым. Я сторонник оставить на нем его одежды. И Вам предлагаю разглядывать особенности кроя пошитого по нему. Вот о чем разговор.
Если интереснее отражение его языка от резной поверхности Вашего зеркала -- я за знакомство с этим. Образы сказочника отдельно, образы незнакомого с его миром на другом блюде. По мотивам произведений тоже занимательно, хоть это уже другое

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 13:34. Заголовок: Re:


Ada пишет:
цитата
Ой, пока я своим черепашьим темпом подключалась,

Уже настолько в унисон, что по-разному: одновременно пишем. Для сонастройки отойду в сторону

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 14:15. Заголовок: Re:


БС, я пока тоже -- в сторонку.
А то у меня -- занятия. Если успею, перечитаю Русалочку, чтоб поддерживать разговор более внятно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 14:56. Заголовок: Re:


В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков
Ada пишет:
цитата
Смотрите, что мы имеем: сравнение моря с васильками!..

Не так. Я прочел сравнение с лепестками васильков. Но с начала так с самого начала.
В открытом море. Открытое море начинается с момента сокрытия из поля зрения земли -- безбрежность, одиночество, тоска. Чтоб моряки не сходили с ума в такой остроте одиночества и замкнутости на своих эмоциях, их заставляли драить до блеска и без того чистое, укладывать уложенные бухты и другие "выдумки боцмана". Чувства обостряются очень. Открытое море – далеко, далекое, чуждое, опасность (ближайшая земля по вертикали), странничество и вновь одинокость. Открытое море - зависимость от настроения морского бога, непостоянство, суеверный страх, страх сам по себе предполагает одинокость, боязнь потери земли (большинство плавало вдоль берега, опасаясь выйти в открытое море).
Совсем синяя (и прозрачная) вода – самая безжизненная, самая холодная, в памяти самые страшные легенды о самом синем море, белый песок в ней говорит о самых подлых и высоких волнах (напоминание о преходящем, о хрупкости и нежности жизни).
Синяя, как лепестки – вновь объединение по непостоянству, яркой быстротечности (в погодных условиях Дании тем более) и незащищенности.
Как самых красивых на этом фоне - опасная красота, обостренная.

Неполный список подспудных "морских" ощущений. Для большего и изначально заложенного контраста -- выход в море часто сопровождался похоронными обрядами. Самое синее место в море - самое непостоянное в волнующемся, режущее наотмашь.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 15:22. Заголовок: Re:


БС

Аж мурашки по коже... Но наверное, кто не жил у моря и кто никогда не оказывался хотя бы километрах в 5 от берега, не совсем понятно. Нет соответствующего переживания - экзистенции по Орешку. А посему у слов только повествовательный смысл - самый верхний слой, тот что дается школой, книгами. В общем культурой.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 15:58. Заголовок: Re:


Зато сколько объемней заиграл контрастами скромный отрывок из сказки, благодаря реальным впечатлениям! Глядеть на одну фразу и не наглядеться: В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков
Разве не восхитителен реалистичный! огрызок А дальше?! Хватит сил снести все красоты живых и крайне "земных" (увы ли?) переживаний тех приморцев, чьи ладони, как дубовая кора? Впору концы отдать, так дух захватывает. Разве что принять на грудь восьмую склянку, болтая в теплой компании не первую морскую байку

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 16:41. Заголовок: Re:


Упс... БС, я вообще-то шутила, про васильки-то :))

Селена пишет:
«Но наверное, кто не жил у моря и кто никогда не оказывался хотя бы километрах в 5 от берега, не совсем понятно. Нет соответствующего переживания - экзистенции по Орешку. А посему у слов только повествовательный смысл - самый верхний слой, тот что дается школой, книгами. В общем культурой.»

Вот я и спрашиваю: Андерсен ходил в море, рыбачил, плавал многодневно в открытом море, чтобы вынести оттуда такие экзистенциальные переживания, в которые его рядит БС? Испытывал ли он от моря на самом деле все те чувства -- мурашки по коже, тоску, суеверный страх, одиночество, и т.д., которые ему приписываются? Откуда у него они возьмутся, если у него нет живого опыта?
Рассказы рыбаков? Допустим. Но это же -- просто чужие рассказы, а не собственные реальные впечатления. Разве можно в полной мере пережить то, чего не знаешь, только с чьих-то слов? Причем -- не просто пережить, а так внутренне насквозь пропитаться, что выдавать это в сложных ассоциативных комбинациях. И кстати, он разговаривал с рыбаками? У Вас, БС, есть какие-нибудь конкретные сведения на этот счет? Поделитесь, пожалуйста.
Мне нравятся ваши образы, БС. Я согласна на них, так же как и Вы на мои. Но -- так же как и Вы мои, я Ваши считаю -- не более чем платьем с Вашего плеча, которое Вы пытаетесь натянуть на Андерсена. Не спорю, Ваше платье более оригинального кроя, чем мое, но это само по себе не делает его платьем Андерсена.

Нет, надо будет все-таки его перечитать. И биографию найти... Времени только очень мало.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 17:07. Заголовок: Re:


Ada

Я сомневаюсь. Что испытывал.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 17:51. Заголовок: Re:


Ada пишет:
цитата
Откуда у него они возьмутся

И острова никогда не покидал? И жил не на острове? И ел не свежевыловленную соседом морскую рыбу? Да Андерсен жил в мире, пропитанном морскими суевериями о моском народе и о самых страшных синих участках моря. Вы замкнуты в квартирке на материке. Ваши сомнения не более удивления африканца рассказам о снеге. Если и везло с морем, то поплескаться у бережка в бархатные сезоны по-пляжному да на лодочке моторной шибача прокатиться - море на картинке. У Вас нет реального "морского духа". Это простая истина.
Чтоб почувствовать суеверие к синему участку, достаточно показать пальцем, что синий участок с белым песочком волнуется не так, как более спокойные темные воды. Везде океан, а на синем участке жизнь другая! Но вы этого чуда не видели! И Вы будете говорить островитянину, что сомневаетесь в его чувственной ориентации "по-морскому" потому что он жил "всего-навсего" на каком-то острове? Да он вживую видел напряжение капитанов, которые готовы стрелять по парусам, чтоб палубу не разворотило! Напряжение моряков, когда доски хрустят при порыве ветра и вся надежда на своевременную жертву парусиной. Морской змей с ней, чем к русалкам попасть
Чужие рассказы смутили. Это Вам "художественно" в книжках чужие рассказы. А когда христианки с округленными глазами втайне от священника вино льют в воду - это естественное окружение со штормовыми ветрами и с "самыми девятыми" валами именно на самых синеньких участках История Дании очень морская и к морю не такое, как у Вас отношение.
Вам и казаха сложно прочувствовать. Квартирному пляжнику "соль земли" -- поэзия. Степняку -- засухой и жиденькими стрелками лука на грядке.
Торопитесь с сомнениями. "Художественным" наскоком только васильки и увидеть. Простой для меня вопрос, а Вы попробуйте ответить сразу: "Средняя температура воздуха Копенгагена в августе?" Насколько Вы в обыденном для островитян, чтоб сомневаться не по-пляжному и не по квартирному со всеми удобствами через крашенную серость армированной панели?
Потому правильно говорите, что Вам нужно больше материала собрать, чтоб мы на равных основаниях, которые адекватны условиям островитянина Андерсена, могли сомневаться об одном


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 19:08. Заголовок: Re:


Андерсена прочили в портные -- выгодное дело: вещи утонувшего моряка выбрасывались и "на вырост" не шли.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 19:10. Заголовок: Re:


Андерсен не рискнул бы жизнью, показывая пальцем на корабль -- указующий перст кличет гибель в море.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 19:14. Заголовок: Re:


Андерсен никогда не слышал мата щедрых на крепкую многоэтажку соленых рулад портовых плотников за изготовлением или при починке "сердца корабля" -- киль

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 19:15. Заголовок: Re:


Андерсен не рискнул бы плюнуть на палубу -- преступление.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.05 19:17. Заголовок: Re:


Андерсен не догадался бы стрелять в чаек и морских птиц вообще -- души погибших моряков.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 91 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Ответ:
                   
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет